Что такое тест какие бывают тесты

Читайте также:

  1. B. Понятие должностного лица
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Понятие гос. службы.
  6. I. Понятие и признаки органов местного самоуправления.
  7. I. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления.
  8. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  9. I.Понятие и значение конституционного контроля
  10. III. Обжалование (опротестование) судебных актов
  11. IІІ. ТЕСТОВІ ЗАВДАННЯ
  12. V Понятие звуковой культуры речи, причины неправильного произношения у детей.

Тесты— это стандартизированные и обыч­но краткие и ограниченные во времени ис­пытания, предназначенные для установления количественных и ка­чественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Тесты можно классифицировать по 3 основаниям:

1. По форме тесты могут быть:

Ø Индивидуальные тесты — взаимодействие экспериментатора и испытуемого про­исходит один на один.

Пре­имущества: возможность наблюдать за испытуемым; слышать и фиксировать непредусмот­ренные инструкцией высказывания (позволяет оценить отношение к обследованию);отмечать функциональное состояние испытуемого; по ходу эксперимента можно заменить один тест другим.

Область применения: при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста; в клинике — для тестирования лиц с нервно-психическими нарушениями, с физи­ческими недостатками;

Недостаток: много времени на проведение эксперимента (менее экономичны по сравнению с групповыми).

Ø Групповые тесты одно­временное проведение испытания с очень большой группой людей.

Преимущества: строгое соблюдение единообразия условий проведения эксперимента; обработка резуль­татов объективизирована и не требует высокой квалификации; обрабатываются на ЭВМ.

Недостатки: невозможность установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес; лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты.

Ø Устные и письменные тесты различаются по форме отве­та:

· устными чаще всего бывают индивидуальные тесты (ответы формулируются испытуемым самостоятельно; выбрать ответ из предложенных),

Ø Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты – различаются по материалу исп-го при тестиро­-нии:

бланковые тесты – в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Применяются при индивидуальном и групповом тестировании.

в предметных тестах – материал в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фи­гур. Чаще проводятся индивидуально.

аппаратурные тесты — требует при­менения специальных технических средств или специального обору­дования (исследования показателей вре­мени реакции, устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления).

компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования с применением ЭВМ.

Ø Вербальные и невербальные тесты.Эти тесты различаются по ха­рактеру стимульного материала.

2. По содержанию:

Ø Тесты интеллекта– для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются проявления, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме – индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Ø Тесты способностей– для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми деятельностей.Принято выделять общие и специальные способности. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер.

Ø Тесты достижений – для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений.

Ø Тесты личности – направленны на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Измеряются с помощью тестов, опросников и проективной техники.

3. По цели психологического тестирования (область применения)

Ø определение неполноценности – цель: составления психологических характеристик, касающихся специфических особенностей мышления, памяти, внимания и других психических процессов ребенка.

Ø в медицине, в судебных органах – результаты тестирования предназначены для представителей смежных специальностей, которые используют их для постановки непсихологического диагноза.

Ø в системе образования – для распределения детей по способностям; выявление психологических причин школьной неуспеваемости.

Ø отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях

Ø при отборе и распределении военнослужащих

Ø для контроля за процессом обучения профессии, для выявления причин отставания работников, нахождения слабых мест, что позволило бы проводить индивидуальное обучение, психотренировки, а также для изучения причин травматизма и несчастных случаев.

. Основные этапы конструирования теста (на примере личного опросника).

1 этап – Определение количества заданий (спецификация теста)

Прежде чем приступать к созданию теста, необходимо четко знать, для чего он нужен:

Ø формулирование цели будущего теста

Ø разработка спецификации будущего теста (таблица, по горизонтали содержатель­ные области, по вертикали — их манифеста­ции (пути, по которым содержательные области могут проявляться)). При спецификации манифестаций важно выделить различные формы их реализации (4-7 категорий). Далее определяется сколько заданий должно быть создано для каждой из ячеек и какое количество заданий должно быть включено в тест.

2 этап – Разработка заданий

Правила разработки заданий: в каждом задании может быть задан толь­ко один вопрос; сформулировано предельно ясно и просто; избегать двусмысленных формулировок и др.

В личностных опросниках, как пра­вило, используют три типа заданий:

Ø дихотомические (задания с альтернативным выбо­ром,которые просты для понимания. Недостато­к – обследуемые часто не удовлетворены предлагаемой альтер­нативой, хотели бы видеть больше вариантов ответа).

Ø трихотомические (три варианта ответа, например «да», «не знаю», «нет». Преимущество – обследуемые могут более точ­но выразить себя. Недостаток – установ­ка на выбор крайних вариантов ответа).

Читайте также:  Наркомания и токсикомания общие понятия и определения

Ø задания с рейтинговыми шкалами (важно обеспечить достаточное количество градаций ответа, чтобы обследуемые смогли адекватно выразить самих себя).

Следует помнить и о том, что в разрабатываемом опроснике желатель­но использовать только один тип заданий.

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 9220 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Проводить психологические тесты и корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Но все же существуют некоторые авторитетные тесты, которые могут помочь вам самостоятельно заглянуть в глубины своего сознания.

Facebook
Календарь событий
Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Все события
Реклама
Библиотека статей / Инструменты HR-менеджера

Несомненно, тесты являются одними из самых популярных методик психодиагностики в настоящее время. Что такое тест?

В психодиагностике тест — это проба, испытание, кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испытуемых вспомогательных средств выделяют и различные типы тестов. Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно; вербально и невербально. Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме, невербальные тесты представлены чертежами, графиками, картинками.

Различают также тесты:

В настоящее время существует множество тестов, направленных на оценку личности. Это объясняется различием подходов к самому изучению личности и направленностью на различные личностные проявления. Не существует четкой систематизации методик. Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессиональных, так и популярных психологических тестов можно обозначить так:

    Тесты самопознания — формируют объективную оценку личных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства профессионального роста.

Тесты оценки взаимоотношений с близкими — позволяют оценить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным.

  • Тесты оценки психологических проблем коллектива — тесты позволяют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.
  • 1. Тесты интеллекта

    Тесты интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом чаще понимается совокупность познавательных способностей. Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти и др.)

    Уровень интеллекта не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды, он отражает как предшествующие, так и последующие достижения в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения в определенной культуре.

    2. Тесты способностей

    Индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности, называют способностями . Они проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.

    Способности общие элементарные присущи всем людям. Основные формы психического отражения таких способностей: ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить. Способности общие сложные в большей или меньшей степени также присущи всем людям, способности к общечеловеческим видам деятельности (игре, учению, труду, общению).

    Способности частные элементарные присущи не всем людям. Это такие способности, как музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память.

    Способности частные сложные также присущи не всем людям. Это способности к профессиональной и другой специфической деятельности. Способность характеризуется успешностью в приобретении знании, умений и навыков и их переносе с одного класса задач на другой. Способность по сути не есть одно единственное качество, а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др.

    3. Тесты достижений

    Если тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершению обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что человек может делать к настоящему времени.

    К познавательным процессам человека относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Зная особенности внимания человека, можно сделать вывод о том, способен ли он длительно и сосредоточенно работать.

    Имея представление об особенностях памяти человека, можно судить о том, способен ли он запомнить необходимую информацию, сможет ли воспроизвести ее и насколько точно, сколько времени ему необходимо для запоминания и насколько долго он способен запомнить необходимые сведения, т. е. такие характеристики памяти, как объем и продуктивность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. Особенно это касается кратковременной и оперативной памяти, от которой непосредственно зависит, сколько и какой информации человек может сразу воспринять.

    Исследование общих индивидуальных способностей позволяет определить где, в чем и каким образом они больше всего проявляются. У одних людей они проявляются в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами, такое мышление называется практическим, или наглядно-действенным; у других — при внутренних манипуляциях с образами, что характеризует образное мышление; у третьих — в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики. Это словесно-логическое мышление.

    4. Личностные тесты

    В психологии выделяют следующие направления исследования личности: 1) получение информации о ней путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; 2) получение информации о ней с помощью опросников либо объективных тестов.

    Исследуя мотивацию человека, мы сможем предположить, каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, каким образом он принимает различные решения и претворяет их в реальной деятельности.

    К наиболее известным текстам психических состояний и свойств личности относятся: опросник Айзенка, MMPI, Характерологический опросник Леонгарда, тест Кэттела, Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), ТАТ (Тематический апперцепционный тест), тест Роршаха, тест Люшера и другие. Остановимся подробнее на некоторых из них. Интересны методики, позволяющие определить тип темперамента человека, черты его характера, так как именно они определяют его поведение, реакции, поступки в различных жизненных ситуациях.

    Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость реакции, темп работы, эмоциональность, уровень общей активности. Если темперамент определяет только динамические особенности поведения людей, то характер обусловливает осознанные поступки людей.

    Темперамент и характер тесно связаны между собой. Однако не следует считать, что характер зависит напрямую от темперамента человека. Многие свойства темперамента и характера просто не осознаются людьми, а информацию о своих особенностях они получают косвенным путем, сравнивая себя с окружающими и оценивая их реакции на собственные поступки.

    Один из популярных тестов — личностный опросник английского психолога Г. Ю. Айзенка. С помощью основных показателей экстраверсии, интроверсии и нейротизма тест позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также определить уровень эмоциональной нестабильности личности. Эти характеристики существенно влияют на профессиональную деятельность человека.

      Экстраверсия — это направленность личности на окружающий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общительность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импульсивность.

    Интроверсия — это направленность человека на свой внутренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, необщительность, подчас замкнутость, нерешительность.

  • Невротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе невротизма находятся люди эмоционально нестабильные —невротики, на другом — эмоционально стабильные, характеризующиеся спокойствием, уверенностью.
  • Показатели экстраверсия — интроверсия и стабильность — нестабильность взаимонезависимы и противоположны. Сочетание этих свойств, выраженных в разной степени, и создает своеобразие личности, а также характеризует тип темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

    Разумеется, большинство людей, подчеркивает Айзенк, не являются в чистом виде меланхоликами, флегматиками, сангвиниками и холериками. Еще 100 лет назад Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории в Лейпциге, обратил внимание на тот факт, что меланхолики и холерики сходны в том, что имеют сильные и изменчивые эмоции, в то время как флегматики и сангвиники имеют достаточно устойчивые эмоции.

    Тем самым Вундт постулировал измерение «эмоциональности», идя от крайней неуравновешенности к крайней уравновешенности. Он также обратил внимание на тот факт, что холерики и сангвиники сходны переменчивостью своего поведения, в то время как меланхолики и флегматики достаточно постоянны в своем поведении. Заменив понятия «переменчивость» и «постоянство» современными психологическими терминами «экстраверт» и «интроверт», мы можем сказать, что Вундт предвосхитил описание второго важного измерения личности.

    5. Тест «Диагностика межличностных отношений» Лири

    Объективно составить психологический портрет другого человека подчас проще, чем получить представление о себе как члене коллектива, сложнее выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Один из наиболее известных и интересных — тест Томаса Лири, выявляющий преобладающий тип отношений к людям с помощью методики диагностики межличностных отношений.

    Этот опросник включает 128 характерологических утверждений. Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, независимость, зависимость, отзывчивость, общительность. Эта методика позволяет решать три задачи:

    • установить степень выраженности свойств характера;
    • описать зоны потенциального внутреннего конфликта;
    • изучить психологическую совместимость людей, проанализировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

    Выполнение и анализ результатов требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам — источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.

    6. Тесты управленческих качеств

    Существующие популярные тесты способствуют лучшей организации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни человека. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест.

    Социально-психологическая культура современного человека предполагает элементарное знание себя, т. е. своих сильных и слабых сторон, реального и возможного уровня профессиональных достижений; знания других людей — их индивидуальных различий, особенностей поведения; знания деловых и жизненных ситуаций, т. е. умения гибко и конструктивно решать возникающие проблемы, не рассматривая при этом людей как средство для достижения цели.

    Исследования показали, что наибольшие трудности в деловом общении люди испытывают при участии в конфликтных ситуациях, при принятии нестандартных решений, при необходимости высказать собственное непопулярное мнение, при делегировании полномочий.

    Основой решения перечисленных проблем выступает повышение социально-психологической компетентности путем самопознания, познания других людей, формирования профессионально важных качеств руководителей и деловых людей. Популярные психологические тесты помогут решить разнообразный комплекс задач, психологическое решение которых способствует эффективной и продуктивной деятельности.

    7. Проективные тесты

    Традиционный интерес всегда вызывают тесты, называемые в психологии проективными. Принцип проекции, лежащий в основе тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида (творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т. д.) воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. К таким тестам относится цветовой тест швейцарского психолога Макса Люшера.

    Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Наши реакции на цвет весьма сложны. В исследованиях, выполненных Германом Роршахом и Максом Люшером, сделана попытка показать в какой степени специфические типы личности отдают предпочтение некоторым цветам, тогда как другие производят на них отталкивающее впечатление.

    Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях.

    Под сигналом личности Люшер понимает «совокупность избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах, например, в качестве предусмотрительного и уверенного в себе человека или в качестве наивного и беспомощного».

    Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет метод функциональной психологии, на базе которого создан цветовой тест. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты личности.

    Характеристика цветов, по Люшеру, включает в себя по четыре основных и дополнительных цвета. Основные цвета символизируют потребность в спокойствии, удовлетворенности (синий), чувстве уверенности, настойчивости (сине-зеленый); волевом усилии, агрессивности, наступательности, возбуждении (оранжево-красный), активности, стремлении к общению, веселости (светло-желтый).

    Дополнительные цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый) символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчение, страх. Значение этих цветов, также как и основных, определяется их взаимным расположением.

    На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работоспособность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показали, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, выбирающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков.

    Тест М. Люшера относится к проективным методикам, которые традиционно вызывают интерес в силу того, что существенно отличаются от стандартизованных методов особенностями стимульного материала, особенностями поставленной задачи, особенностями обработки и интерпретации результатов. Данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

    назван по имени швейцарского психиатра Г. Роршаха (1884–1922). Методика оценки заключается в толковании десяти черно-белых и цветных чернильных пятен. Тестируемый, глядя на предлагаемые ему пятна, описывает то, что он видит. Многолетняя практика применения теста убеждает многих исследователей в его прогностичности при толковании различных скрытых тенденций и состояний человека. Тест определяет степень экстраверсии — интроверсии, склонность к межличностным конфликтам, делаются попытки использовать тест при оценке управленческого персонала.

    К проективным методикам относятся также ассоциативный тест К. Г. Юнга, «Неоконченные предложения» — набор незаконченных предложений или рассказ, который требует завершения.

    К методикам интерпретации относится составление рассказа по предложенным картинкам. Предмет интерпретации — рисунок тестируемого — «Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Семья», «Несуществующее животное» и др. В психологии, особенно зарубежной, разработано огромное количество разнообразных тестов. Сборники тестов включают тысячи наименований, и мы в качестве примеров приводили лишь наиболее известные.

    К сожалению, отечественная психология отстает в разработке тестов от зарубежной. С 30-х годов XX в. в СССР психология и тестирование, широко в ней используемое, находились под запретом. Возврат к тестированию произошел лишь в 60-е годы XX в. Западная же психодиагностика наработала значительный (хотя далеко не бесспорный) опыт тестирования.

    Знакомство с психодиагностикой как областью психологии, разрабатывающей и использующей методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, чрезвычайно важно для тех, кто изучает деловое общение. Психодиагностика поможет уменьшить вероятность ошибок в ответственной работе, предупредить конфликты в коллективе, отследить функциональное состояние участников делового общения, успешность профессиональной деятельности, наконец, просто понять себя и других.

    27.09.2016
    Какие бывают тесты и чем они могут вам помочь

    Оставьте ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *